Создание электронных образовательных ресурсов

нового поколения

Смольникова И.А., канд.физ-мат.наук, доц. МИОО, e-mail ismolnik@mail.ru

Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и привело к возможности создания гипермедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения. Комплект электронных учебных модулей (ЭУМ) с модулем методической поддержки (ММП) покроет базовый уровень тем каждого из 10-ти общеобразовательных предметов в рамках конкурса Ф-11 ФЦП развития образования (2006-2010 годы) в 2007 году.

Cоздаваемая образовательная модульная система (ОМС) открыта. Для колле­ктивного сотворчества важно понять её рамки и рекомендации по  связыванию разнородных ЭУМов в цельный курс [4]. Статья посвящена типологии по уровню интерактивности ЭУМ с лабораторными работами для естественно-научного цикла (ЕНЦ) [3], содержательным, эргономическим и организационно-методическим рекомендациям методистам, сценаристам и учителям-предметникам.

 

1.    Возможности ИКТ и требования к ЭОР нового поколения

1.1. Возможности ИКТ и необходимость ЭОР в обучении

Целесообразно различать два основных направления информатизации:

            1) информатизации системы образования, т. е. обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, автоматизация рабочих мест и внедрение информационных систем.

            2) информатизации учебного процесса, т. е. использование компьютера как средства, позволяющего повысить эффективность обучения.

Изобретение мультимедийного компьютера расширило возможности предъявления учебной информации за счет объединения в одном пользовательском продукте текста, графики, аудио- и видеоинформации, анимации, возможности для пользователя обратной связи, свойства интерактивности.

            В современной отечественной педагогической науке существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое, в теорию формального и теорию материального образования (В.В. Краевский). Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе (А.Г. Асмолов).

Традиционные групповые методы обучения оказываются не достаточными для ликвидации постоянно возникающего дефицита знаний и приобретения умений (А.А.Золотарев),  поэтому необходимо использовать проблемный подход, подключать активные деятельностные методы с учётом особенностей личности обучаемого.

            ИКТ универсальны для решения этих проблем, т.к. обладают преимуще­ствами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения:

1)      мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения

2)      навигация индивидуализирует обучение, незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю;

3)      производительность освобождает от рутины и формирует информационную культуру путём автоматизации: поиска в больших базах данных, вычисления, оформления результатов;

4)      моделинг восполняет нехватку оборудования и реактивов, безопасен и незаменим при исследовании микро- и макромира, общественных процессов (и организации виртуальных лабораторий;

5)      интерактив заменяет оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходим при самообучении, индивидуальный тренинге и контроле с сохранением параметров и накапливанием результатов для обоснованной и объективной балловой оценки обучения.

6)      коммуникативность посредством сети связывает с обучающимися, преподавателем, внешними консультантами, удалённым (уникальным, вредным) оборудованием.

По мнению экспертов, ИКТ обучение позволяет повысить эффективность демонстраций на уроках и лекциях на более чем на 50%, практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся — на 20-25%.

ЭОР сокращают время освоения, оптимизируя учебную деятельность за счёт структурирования, чёткости заданий, предотвращают отставание пропустивших занятия, предоставляют дополнительные материалы для повышения уровня развития желающих, усиливают мотивацию за счёт индивидуальных настроек, адаптации, разных видов эмоционального восприятия информации, мыследеятельности и игровых ситуаций.

Успеваемость в группах, обучающихся с использованием образовательных ИКТ выше в среднем минимум на 0,5 балла (при пятибалльной системе оценки) по сравнению с традиционными.

При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объемов и роли знаний, простотой обновления и тиражирования ЭОР, продуктивностью работы как преподавателя с мультимедийным проектором, а обучаемых с классным и домашним компьютером, для педагога необходима информационная культура с умением применять ИКТ в учебном процессе, перенеся акцент деятельности с ретранслятора до исследователя - консультанта.

Использование современных и перспективных технологий мультимедиа и "Виртуальная реальность" целесообразно не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, реализующих психолого-педагогическое воздействие лонгирующего характера. Эти методики целесообразно ориентировать на:

1)      развитие наглядно-образного, логического и операционального  мышления;

2)      воспитание информационной и правовой культуры;

3)      формирование умений самостоятельного приобретения знаний;

4)      формирование умений учебной экспериментальной и исследовательской деятельности.

При этом указанные выше возможности ИКТ реализуются в рамках компьютерной методологии обучения (не только методы программирования учебной деятельности и тестирования, но учебного компьютерного моделирования и проектирования с информационными, аналитическими, дизайнерскими и технологическими возможностями для творчества) с накоплением учеником достижений в компактном электронном портфолио.

1.2. Цель, задачи и требования к ЭОР по предметам ЕНЦ

При создании учебных материалов во главу угла ставятся педагогические цели, например, достигнуть высокого качества обучения конкретному курсу при имеющихся финансовых, материально-технических, кадровых, групповых, временных или других ограничениях. Они опираются на возможности ЭОР (1.1). Целью создания ЭОР нового поколения является качественный и количественный прорыв в области ИКТ - поддержки обучения посредством обеспечения свободного доступа к ЭОР.

Задачи создания ЭОР:

1.      Унификация ЭОР по соответствующим федеральным стандартам.

2.      Высокий уровень мультимедийности ЭОР.

3.      Централизованное хранение, сопровождение и предоставление доступа к ЭОР всем участникам образовательного процесса, в том числе через сеть Интернет.

4.      Активное использование ЭОР при реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования по предмету, в том числе:

·        создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;

·        более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

·        возможность взаимодействия с моделями изучаемых объектов и процессов; с виртуальными образами изучаемых объектов и явлений (когнитивная графика); возможность представления уникальной информации мультимедиа-средствами;

·        возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;

·        структурированность и возможность автоматизированного поиска информации;

·        возможность распространения на локальных носителях: избранные ЭУМ из совокупного контента открытых мультимедиа-систем вместе с программой-реализатором легко переносятся на компакт-диск;

·        расширение учебных модулей по осям: включение новой темы, новых педагогических методик в новые вариативы [1].

Задачи реализуются по стратегии информатизации благодаря модульности структуры ЭОР и выделению ЭУМ – самостоятельных образовательных объектов (описанных по спецификации SCORM 2004):

·         интероперабельность: возможность переносить объекты, созданные одним набором средств разработки или платформой, на другие и использовать без изменений (защита инвестиций);

·         возможность составлять курсы из ЭУМов, гибкость при использовании в различных контекстах (повторное использование объектов).

 

Разрабатываемые ЭОР обеспечат содержательную основу информатизации общего образования в целях кардинального повышения его доступности и качества, т.к. позволят получить систематизированный контент по предмету, который можно использовать и дополнять отдельными модулями и расширять новыми учебными разделами как на федеральном, так на региональном и местном уровне.

1.3. Типология и основные характеристики разрабатываемых ЭУМ

ЭУМ – автономный модуль, содержащий контент по определенной теме предмета и решающий определенную педагогическую задачу. Ограничение 1 согласуется с 2:

1)      пока для надёжного получения частей ЭОР по сетевому запросу даже в режиме off-line для современных низкопоточных компьютерных сетей наложено ограничение на  информационный объём  ЭУМ-zip – не больше 7- 10 Мб, поэтому каждый учебный модуль представляет собой часть урока.

2)      среднее контактное время с ЭУМ должно составлять 15–30 минут (т.к. максимум работы за компьютером по СанПиН - 2003 составляет для старшеклассников 30 минут на 1-м занятии и после перерыва 20 минут на следующем).

            В рамках данного проекта ЭУМ – это набор файлов в формате, совместимом со специально разработанным плеером, предоставляемым Заказчиком [1].

           Внутренняя структура ЭУМ - связанные сцены. Каждая сцена отображается на экране – либо целиком, либо с помощью полосы прокрутки. Теоретически, могут быть ЭУМ, состоящие всего из одной сцены.

            Между сценами могут быть организованы переходы различных типов. В простейшем случае сцены в ЭУМ расположены последовательно друг за другом, как на приведенной ниже схеме на рисунке 1:

Переход от одной сцены к другой в ЭУМ осуществляется при помощи специальных кнопок управления в плеере. Отдельные сцены (как сцена 2.1 на рисунке 2 ниже) могут стоять в глубине от «главной последовательности».

К разноуровневым сценам пользователь может перейти по гиперссылкам.

Внутри сцены может быть практически всё, что входит в состав ЭОР: тексты, формулы, картинки, видеофрагменты, интерактивные модели и анимации, трехмерная графика, интерактивные контрольные задания и т.д.

Адаптивные обучающие программы лучше соответствуют индивидуальным потребностям обучаемых. Однако на этом этапе ЭУМ со сложной организацией сцен не разрабатывается.

                    Сетевые наборы ЭУМов потеряли системные свойства даже CD-версии электронного учебника: настройка, адаптация, энциклопедичность, большие видеофрагменты, сводные материалы (обозначения, словари, персоналии, таблицы формул и т.п.), редакторы предметных материалов, предметные среды (САПРы, виртуальные миры), хотя содержательные и уровневые модули можно выделить и в них.

В будущем следует развивать возможности адаптивного обучения:

a)         персонализацию представления учебных материалов (настройки)

b)         вариативность материалов и заданий, персонализацию процесса обучения (навигация)

c)         интеллектуализацию (консультирующие экспертные системы, подсказывающие агенты, распознающие нейросистемы).

А пока для одного и того же урока придуманы только 3 типа вариатива ЭУМ (п.1.5).

1.3.1. Уровни интерактивности электронных учебных модулей (ЭУМ)

Таблица 1. Степень активности при характерных действиях учащегося с ЭУМ безотносительно изучаемого предмета (А1 – Д6 из концепции ЭОР заказчика [1]):

активность

содержание

деятельность

содержание

А1

Навигация

Д1

Удаление / Добавление

А2

Копирование

Д2

Перемещение / Совмещение

А3

Альтернативный выбор

Д3

Композиция

А4

Множественный выбор

Д4

Объединение связями

А5

Масштабирование

Д5

Изменение характеристик

А6

Изменение пространственной ориентации или громкости звука

Д6

Перемещение объектов, составляющих сложную систему

1.3.2. Классификация ЭУМ по назначению

·1)           ЭУМ типа «И» для получения информации;

·2)           ЭУМ типа «П» для поддержки практической деятельности учащихся;

·3)           ЭУМ типа «К» для аттестации учащихся.

Смежные будем относить к более простому типу, например, видеофрагмент, заканчивающийся вопросами для самопроверки, можно было бы отнести  к К, но отнесём к И по реализации (ниже).

Совместим операционную уровневую активность обучаемых по взаимодействию с ЭУМ (п.1.3.1) со смысловой. В каждом из типов И, П и К разработчики ЭУМ по математике (фирма «КиМ»), по физике и естествознанию (фирма «Физикон») выделили несколько основных подтипов по реализации. Хотя в математике нет «лабораторных работ», но там расширена типология практикума (до П=К28).

Опишем подтипы в сводной таблице 2 [3]:

Ин-декс

Название и степень активности

Краткое описание

И1

Теория

А1, А5, А6;

Классический иллюстрированный учебник с анимациями демонстрационного характера, с кратким конспектом (определения, основные формулы) и вопросами для самопроверки, в том числе, открытого типа (оценка не ставится)

И2

Описание объекта (процесса)

А1, А2, А5, А6;

Видеофрагмент или интерактивная модель о законе природы, истории, научном эксперименте, техническом устройстве, с текстовым описанием и звуковым сопровождением; фрагменты из хрестоматии. В конце - вопросы для самопроверки (как в И1).

П1

Лабораторная работа Д1 – Д6

Установка для проведения регламентируемого эксперимента и автоматически проверяемые задания

П2

Виртуальный мир Д1 – Д6

П1, но в качестве изучаемого объекта выступает социальный объект, объект макро или микро-мира. В процессе ответа на вопросы учащийся может вернуться к виртуальной установке для проведения дополнительного исследования.

П3

Творческое задание

Д1, Д2, Д3, Д4, Д5, Д6

Работа с компьютерной моделью П1 или П2 по заданиям творческого исследовательского характера

или задание с развернутым ответом - для решения исследовательских и эвристических задач

П4

Игровое задание

Д1, Д2, Д3, Д4, Д5, Д6

П1 или П2 с заданиями игрового характера (на время, количество очков и сложность уровней) или движение к поставленной цели с помощью использования различных шагов решений, а для более одного игрока - соревнование

П5

Самостоятельная работа

А3 и А4

Набор простых заданий, проверяемых автоматически, а также подсказки и рекомендации или тренажер для отработки умений и навыков в решении типовых задач

П6

Практикум по решению задач

А1, Д1

Подборка расчётных заданий с подробно разобранными решениями, а также подсказки и рекомендации

К1

Тест А3 и А4

П5 без показа ответа, но с выставлением оценки

К2

Контрольная работа А1, Д1

П6 без показа решения, но с выставлением оценки

К3*

Реферат

Поверка в Word вручную по ключевым словам

К4*

Исслед-й проект

Поверка вручную по требованиям и критериям оценки

В статье всё, что отмечено «*» в данном проекте не реализовано.

1.4. Пояснения и рекомендации методистам – сценаристам ЭУМ

Рисунок 3.

 

 

Рисунок 3.

 
В настоящее время ЭУМ, проигрываемые при помощи плеера, выглядят так, как показано на рисунке 3. Разработчик ЭУМ может управлять только белой рабочей зоной. Хотелось бы сузить верхнюю и нижнюю клетчатые служебные полосы, предоставив больше места содержанию для укрупнения иллюстраций и текста.

 

1.4.1. Рекомендации методистам – сценаристам ЭУМ

1)      лучше виден светлый жирный Arial не менее 20 шрифта (для показа всему классу на большом экране) на тёмном фоне, т.к. много экранного света раздражает глаза, особенно в распространённых ещё в школах CRT-мониторах [2], правда при чтении с TFT-мониторов возможен белый фон). Нужны вариативы для слабовидящих людей, к сожалению, не реализуемые в этом гранте.

2)      соотношение: текста – не больше 40 %, формул -  не больше 20 %, а остальная площадь – изображения: размещение не плотно, а всё в целом - не более половины экрана.

3)      для объектов рекомендуется соблюдать пропорции «золотого сечения» (√`5 -1) / 2  ~  5/8 ~ 0.62 по высоте и ширине внутренней области.

4)      вместо повторения сделайте гиперссылку.

5)      для ускорения разработки и сокращения объёма используйте рисунки и анимации из имеющейся базы данных.

6)      не забывайте подписывать объекты, в том числе, для их поиска.

7)      не меняйте обозначения в тексте одной и той же величины от ЭУМ к ЭУМ.

8)      оговорите часто используемую единицу измерения, используемую по умолчанию.

9)      шире используйте мультимедийные возможности:

Рисунок 4.

·       заменяйте рисунки, схемы процессов на интерактивные анимации, как на рисунке 4.

·       вставляйте видеофрагменты, трёхмерные интерактивные образы, звук.

10)  разбивайте на фрагменты для паузы и повтора, учитывайте время прокрутки.

11)  звуковые объекты сопровождайте не только регулятором громкости (стандартный внизу) для монопольного использования, но и текстом (при необходимости выключения звука при одновременном использовании в компьютерном классе без наушников).

12)   сделайте сводную таблицу (например, определений, формул, схем, персоналий и т.п.) для удобства поиска (например, формул по тексту, т.к. символы могут отсутствовать или неправильно отображаться на машине пользователя).

13)   задание может быть оформлено различными способами:

·        интегрировано внутрь модели или оформлено в виде текста:

·        при считывании результатов с экрана инструкции располагайте рядом с моделью;

·        в виде дополнительных вопросов (лучше – интерактивных) по выводам после работы с моделью.

14)   повышайте уровень активности учащегося, описав самостоятельные действия и анимацию.

15)   автоматизируйте стандартные действия из реальных лабораторных работ (например, заполнение таблицы по графику функции) для экономии времени с целью дополнительных исследований.

16)   типы практических заданий П1 с целью контроля не только знаний, но и навыков, как в ходе выполнения, так и по его результатам:

Рисунок 5.

·    произвести измерения

·    осуществить сборку, разборку, настройку оборудования

·    определить причины неисправности

·    определить состав и количественное соотношение

·    изготовить макет, изделие

·    оказать услугу

·    проанализировать ситуацию

·    поставить эксперимент (рисунок 5).

17)   малочисленные (ввиду сложности разработки) виртуальные лаборатории П1 и 2 на основе математического моделирования не требуют реального оборудования и расхода материалов, безопасны, позволяют контролировать ход и время выполнения. Они не позволяют пощупать реальные объекты и приборы для их изучения, поэтому не следует просто осуществимые опыты заменять на П1. Автоматизация позволяет повышать исследовательскую культуру: планирование, регистрацию и обработку данных, выделение критических значений и зависимостей (как в статистических пакетах).

18)   используйте интерактив: вопросы для самопроверки автоматически проверяются по вариантам правильного ответа (что облегчит работу преподавателя). В И и П задания могут быть открытым с выдаваемым потом вариантом правильного ответа на:

19)   для выполнения исследовательского задания П3 понадобится интерактивная модель или анимация, и вопросы, которые входят в ЭУМ; а также  внешние модули (например, поисковая система Яndex). Результаты творчества учащегося принимает учитель. На этом типе заданий для повышения мотивации уместно поощрение. Лучшие работы можно отправлять на конкурсы. При этом развиваются умения личности обучаемых:

·        самооценки, критики и самокритики – для выявления затруднений в процессе обучения и отношений в группе с целью воспитания и устранения препятствий для повышения активности, достижения успеха.

·        рефлексии – комплексного самоанализа для выявления затруднений в процессе обучения с целью осознания достижений и установления перспектив.

20)   структура П4 схожа с П1 и 2, но добавлены игровые параметры. Примеры индивидуальных игр (предметный тетрис, викторина, загадка и т.п.). Игровое задание может не проверяться, а быть поощрением. Ряд параметров может контролироваться учителем:

21)   практикумы П5 и 6  аналогичны аттестационным К1 и 2 (см. ниже), но решать эти задания можно многократно. Итоговая оценка может ставиться или нет. Должна быть общая рекомендация, например, «Вернитесь к изучению конкретного предыдущего модуля».

22)   для решения задачи в П6 нужно применить несколько формул или рассуждений (шагов). На каждом шаге предлагается найти промежуточную величину или ответить на качественный вопрос, позволяющий уточнить условие задачи или ход её решения. Учащийся может запросить подсказку в виде решения очередного шага. Этот вариатив предназначен для учащихся профильных классов.

23)   в тех сценах, которые содержат автоматически проверяемые задания, пользователь должен ввести ответ и нажать кнопку «Проверить». Результат проверки выдаётся на экран пока только в виде стандартной выбираемой наугад фразы «Правильно» / «Верный ответ» или «Неверно» / «Неверный ответ» / «Неправильно». Для перехода к следующей сцене, пользователь должен нажать стандартные «Вперед» или «Назад». Можно пропустить сцену, вернувшись к ней позже, или не возвращаясь вовсе. Тестовые задания и задачи можно «проходить» несколько раз, учащийся может сделать несколько попыток. Результат выполнения ЭУМ П и К может сопровождаться общей рекомендацией.

24)    для выявления затруднений в процессе обучения предусмотрена обратная связь – контроль знаний, умений, навыков. Виды:

·        текущий (устный фронтальный, индивидуальный или комбинированный опрос (долго и нельзя проверить всех по одинаковому вопросу), индивидуальные: тест (легко автоматизировать), письменная контрольная работа в виде диктанта, ответов на вопросы, решения задач, составления тезисов, выполнения чертежей и схем), а также работа с дидактическим материалом (для учёта индивидуальных особенностей) с целью помощи обучаемым,

·        обобщающий в виде реферата, сочинения (аудиторный или больший по объёму домашний для работы с разнообразными источниками) для формирования готовности решать сложные задачи и итоговый (зачёт, экзамен, защита творческого проекта) с целью аттестации.

Перечислим компьютерные - по типологии ЕГЭ с рекомендациями по баллам:

25)   простой тест К1 состоит из 5–10 автоматически проверяемых закрытых заданий. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобными (некорректными или неполными). Перечислим возможные типы тестовых заданий с рекомендациями по количеству вариантов:

§         выбор одного варианта ответа (singleChoice) – 4.

§         выбор нескольких вариантов ответов (multiChoice), например, свойств – 4-6.

§         заполнение пропусков (insert) при проверке знания определений – 1-4, на каждый пропуск по 2–3 варианта заполнения.

§         сортировка (sorting) при установлении правильного порядка по определённому критерию (как правило, возрастанию или убыванию) - 4–8.

§         классификация (classification) при установлении соответствия между 2-мя типами объектов вида текста или изображения, а также распределение однородных (4–10) объектов по (2–4) группам. Допускаются лишние объекты. Распределение должно быть однозначно и равномерно.

§         указание 1-го объекта (hotspot) при проверке знания изображения (устройства приборов, структуры процессов, явлений и природных объектов).

§         перемещение объектов (dnd) при проверке знания устройства приборов и приспособлений, структуры процессов, явлений и природных объектов – 2-5.

Внешний вид тестовых заданий продемонстрирован на скриншотах рисунков 6 и 7:

Рисунок 6.

Рисунок 7.

26)  в закрытых заданиях есть вероятность угадывания М ответов из N предложенных вариантов: CMN = (N-M)! M! / N! В среднем, на каждые 5–10 заданий на выбор одного варианта ответа из предложенных должно приходиться 1 задание на выбор нескольких вариантов ответа из предложенных, что сложнее даже безотносительно содержания и поэтому балл выше. За выбор неправильного варианта из максимального балла вычитается штраф. Минимальный балл за ответ установим 0. В таблице 3 приведём баллы, обратно пропорциональные вероятности угадывания при известном количестве верных вариантов М из общего количества N – таблица 3:

балл\ М из N

1 из 2

1 из 3

1 из 4

1 из 5

1 из 6

2 из 4

2 из 5

2 из 6

3 из 6

1 из 7

максимальн.

2

3

4

5

6

6

10

15

20

7

1 неверный

0

0

0

0

0

2

 4

 5

10

0

2 неверных

-

-

-

-

-

0

0

 0

 4

 -

27)  задания открытого типа - ввод строки (stringAnswer) при проверке знания научных терминов, фамилий ученых с однозначностью грамматической формы ответа или числа (valueAnswer).

28)   К2 (в отличие от К1) состоит из 3–5 задач расчётного характера. Рекомендуется группировать базовый уровень (простейшие формулы на одно действие) и повышенный (более сложные задачи).  Для верности приближённого ответа (введённого числа) в сценарии указывайте требуемую точность единицы измерения.

29)   порядка 20 % от общего количества заданий могут быть параметризованы и некоторые численные данные будут при каждом появлении на экране новыми. Правила: параметризации не подлежат константы, порядок значений параметризуемых физических величин должен оставаться в разумных пределах, ответы должны получаться «круглыми» и т. п.

30)   т.к. сложные объекты в тестах много весят, то допустимо 50 - 90 % с объектами из базы данных образовательных объектов.

31)   комментарии не должны являться решением задания, а должны помогать ответить на вопрос. Форма обращения ко второму лицу множественного числа.

32)   при группировке заданий в тесты:

·        т.к. время выполнения от 2 минут (для простых заданий на выбор варианта ответа) до 5–10–15 минут (для заданий нестандартных типов), то максимальное количество - 10.

·        только для итоговых аттестационных ЭУМ могут быть задания из различных тем по целым главам предмета.

·        разнообразьте задания для удовольствия от работы, но различные числовые данные генерируются при параметризации.

33)    результат выполнения тестовых заданий передаётся в OMС-плеер. Его можно видеть на экране при помощи специальной страницы с журналом. Способ выставления оценки по умолчанию следующий – таблица 4:

Доля Σ очков от максимального количества

[0;   0,4)

[0,4;  0,6)

[0,6; 0,8)

[0,8;  1]

Оценка

2

3

4

5

Автор может предложить свое распределение очков и сопровождающую общую рекомендацию.

1.4.2. Распределение ЭУМ по уровням интерактивности

Необходимо отметить, что общего разрабатываемого к концу 2007 года количества ЭУМ (1000 штук по физике и 500 по естествознанию) едва хватает, чтобы покрыть лишь базовый уровень по каждому предмету с минимальным уровнем вариативности.

На профильный уровень, а тем более, на альтернативные линии учебников этого количества недостаточно. Тем не менее, порядка 10 % всех ЭУМ планируется разработать для профильного уровня – для обеспечения требуемой вариативности ЭУМ – таблица 5:

Уровень интерактивности

Описание

Доля от общего кол-ва ЭУМ

I

Условно-пассивный

Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука

10–30 %

II

Активный

Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы

45–80 %

III

Деятельностный

Задание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями

10–25 %

IV

Исследовательский

Работа с виртуальными лабораториями

До 5 %

1.4.3. Пятиступенчатая система контроля ЭУМ

·1)          проверка научной составляющей;

·2)          проверка педагогической составляющей;

·3)          проверка дизайн-эргономической составляющей;

·4)          проверка на соответствие нормам литературного русского языка;

·5)          техническое тестирование.

1.5. Модуль методической поддержки (ММП)

ММП – это методическое дополнение к собранным ЭУМ. Он включает в себя как технологическую часть, так и описательную часть, которую создают авторы-методисты. Каждый ММП покрывает собой несколько ЭУМов, например: «одно ММП – один класс», «одно ММП – крупная тема или предмет или «одно ММП к каждой главе поурочного планирования», что удобнее для учителей.

Минимум две возможные причины существования различных ММП по одной и той же теме (вариативность в терминологии заказчика):

Форма и содержание описания ММП не регламентированы контрактом, поэтому описание каждого ММП может состоять из четырех основных частей:

1)      фрагментов государственного стандарта по предмету, имеющих отношение к данной теме, включая требования к уровню подготовки учащихся;

2)      статистических сведений:

·        поурочное планирование в рамках данной темы;

·        перечень ЭУМов, входящих в ММП;

·        количество ЭУМ каждого типа («И», «П», «К») входит в ММП;

·        количество ЭУМ каждого уровня интерактивности.

3)      материалов для учителя;

4)      материалов для учащегося.

Материалы для учителя должны включить методику изучения темы, список дополнительной литературы и Интернет-ресурсов, возможные примеры деятельности учителя и учащихся с использованием ЭОР, но не последовательное изложение сценария каждого урока, т.к. вариантов много.

Фрагмент карты обеспеченности урока в форме сводной таблицы по использованию ЭУМ – таблица 6:

Урок

Название ЭУМ

Тип ЭУМ

Уровень и задачи учащегося

Для учителя

Для учащегося

Особенности использования

49

Полет сквозь Солнце

П2

Высокий

Задачи:

формирование…,

развитие …

перечень бумажных и электронных источников

перечень бумажных и электронных источников

Возможно использование по 2 человека за одним компьютером или как домашнее задание

Пока для надёжного получения частей ЭОР по сети наложено ограничение на  информационный объём  ММП-zip – не больше 1 Мб.

Необходимо пополнение ММП инструктивными материалами (нет отмеченных "*"):

а) организации индивидуальной работы:

1)      инструктаж* по направлениям и способам выполнения практической или проектной работы для приобретения навыков самостоятельного поиска и отбора необходимых знаний

2)      руководство по проведению упражнений и экспериментов для превращения абстрактных знаний тематических универсальных текстов в конкретные предметные представления

3)      курсовой текст* с вопросами для овладения теоретическими знаниями по всем темам предмета

4)      регламентирующий текст* для практической деятельности на рабочем месте в лаборатории

5)      технологический текст* для понимания технологий и способов их реализации в конкретных условиях

6)      указания для выполнения типовых практических заданий

7)      требования* к оформлению отчётов.

б) организации индивидуальной работы на компьютере:

1)                  объяснения* правил работы с ЭУМ разных типов,

2)                  объяснения* порядка установки на домашний компьютер.

Использование «открытой образовательной модульной мультимедиа системы» (ОМС) допускает:

·         расширение ОМС по осям: по мере получения новых знаний по предмету в систему легко включается новая тема, новые педагогические методики или прогресс компьютерных технологий отражаются в новых вариативах ЭУМ

·        соавторство учебного курса: пользователь (преподаватель, учащийся) может сделать ЭУМ для локального или всеобщего использования или свою методику из сочетаний выбранных вариативов ЭУМов.

2. Организация учебного процесса на основе разрабатываемых ЭОР

2.1. Использование ИКТ в практике педагога-предметника

2.1.1. Источники профессиональных знаний и квалификация учителя

         Особенности подготовки на различных уровнях образования накладывают существенные ограничения на разработку, содержание и специфику использования ЭОР. Общим для всех уровней образования является необходимость опережающей подготовки специалистов по информационным технологиям и переподготовки преподавателей-предметников для учебных заведений для разработки методики и эффективного применения ЭУМ.

Только наличие грамотных преподавательских кадров позволит обеспечить эффективное использование ЭОР в учебном процессе. С другой стороны, переподготовка огромного количества школьных преподавателей в области ИКТ, которая являлась одной из ключевых задач реализованной Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», невозможна без использования дистанционных технологий, а, значит, и без создания соответствующих образовательных и методических ЭОР.

Тогда педагог сможет не только работать, но и сам учиться, причём не только повышать квалификацию, но получать переподготовку (второе образование) и даже высшую квалификацию (на основе педагогического эксперимента по использованию ЭУМ и разработке ММП защитить диссертацию). Педагогическое творчество и эксперимент теперь может иметь отражение в ЭОР и, следовательно, более широкий резонанс педагогической общественности. При положительной оценке результаты могут быть оформлены в курсовые, дипломные и диссертационные работы.

Размещение  ФЦИОРом должно предусматривать в нём экспертную службу и считаться публикацией с апробацией, что может стимулировать разработки и пополнение федерального педагогического банка [4].

В настоящее время в сфере образования уже сложились основные направления использования в учебном процессе средств информатики (по убыванию степени использования):

1)     как средство контроля знаний

2)     как средство самообразования

3)     мультимедиа-технологии как иллюстративное средство при объяснении нового материала для повышения наглядности и изобразительности

4)     Интернет-страницы с методическими разработками, учебными программами и т.п. (учителя)

5)     Интернет-коллекции рефератов (ученики)

6)     лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования объектов и процессов

7)     обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих)

8)     обучение привитию навыков постановки и решения прикладных задач на ЭВМ

9)     обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности.

Анализируя основные факторы, влияющие на процесс внедрения ИКТ, можно выделить также следующие моменты:

1)      количество дисплейных классов и их оснащение растет медленнее, чем аналогичные возможности обучаемых, особенно в последние годы,

2)      обновление информационных фондов библиотек образовательных учреждений не осуществляется в требуемом объёме. Цена специальной литературы в розничной торговле велика. Для преподавателей и учащихся по финансовым причинам затруднены выезд на конференции, выставки, покупка новых учебно-методических изданий,

3)      среди учащихся наблюдается устойчивая тенденция в предпочтении новым каналам получения информации: мультимедийным и гипертекстовым справочникам, энциклопедиям на CD-RОМ-ах, тестирующим и обучающим программам, ресурсам сети Internet вместо традиционных (книга, журнал, лекция),

4)      идет активное самостоятельное освоение школьниками, студентами и преподавателями элементов новых ИКТ в рамках отдельных специальностей, предметов.

            Для формирования целостного подхода к освещению направлений использования ЭУМ в практике педагога-предметника рассмотрены основные пути использования средств обучения с ИКТ по функциям субъектов учебного процесса с учётом межпредметных связей, соотношения информационных и ИКТ - умений и навыков,  модульности структуры курса и ЭОР и др.

2.1.2. Направления использования ЭОР педагогом-предметником

1) при методической подготовке к классным занятиям и внеклассным мероприятиям по предмету – по схеме на рисунке 8:

Рисунок 8.

2) при проведении всех типов занятий и мероприятий по предмету

3) при сборе результатов обучения – на рисунке 9 для анализа с целью:

·        оперативной обратной связи;

·        статистической отчётности по ходу обучения.

- Web-интерфейс портала ФЦИОР на «Информике»

- Программа «Менеджер курса»

- ММП

- Офисные приложения

- АРМ предметника

 

Программа «Плеер ЭОР»

 

Программа «Плеер ЭОР»

 

Преподаватель

 

Учащийся 1

 

Программа «Плеер ЭОР»

 

Учащийся 2

 

Учащийся N

 

. . .

 

Отчеты

 

Отчеты

 

Отчеты

 
Рисунок 9.

4) для знакомства с новыми ЭУМ и возможностями их использования;

5) для обмена опытом с коллегами.

2.2. Педагогические методы и технологии использования ЭУМ

Массово тиражируемая книга стала первым таким фактором, превратив элитарные учебные заведения типа Академии Платона в классические университеты, в которых учащиеся могут работать не только с преподавателем, но и самостоятельно.

Компьютеризация учебного процесса (п.1.1) не отвергает ценность учебника, который в силу доступности остается пока главным методологическим инструментом преподавателя. Для преподавателя компьютер является мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой (планирование, модели уроков, примеры применения в различных ситуациях), а также автоматизации трудоемкой работы:

1)      демонстрации, изложения в развернутом или сжатом виде, с иллюстрациями или без них,

2)      свода и обработки результатов обучения, подготовки отчётов.

Как техническое средство современной предметной лаборатории компьютер способствует повышению мотивации учащихся в решении учебных задач за счет новизны, активного вовлечения всех учащихся в учебный процесс, индивидуальных тренировок до тех пор, пока показатели каждого обучаемого не будут максимально приближены к требуемым, оперативного, одновременного массового и систематического дифференцированного контроля обучаемых, объективности оценки результатов.

Все это возможно при условии тщательного подбора ЭОР в соответствии с целями и задачами урока и правильной организации работы на одном или нескольких компьютерах в классе и дома.

2.2.1. Методы обучения

Перечислим их в порядке нарастания уровня овладения темой с указанием возможного использования ЭУМ разных типов и уровней (от ИI до П II-IV  с KII-IV – 1.3.1-1.3.2):

а) демонстрация ЭУМ любого типа с использованием мультимедийного комплекса (ММК – проектор, компьютер с ЭОР и, возможно, интерактивной доской) с пассивной ролью ученика для:

1)      изучения нового материала и последующей систематизации – универсальный текст (теория, примеры, вопросы и конспект) с формулами, таблицами, фотографиями, картами, рисунками, анимированными схемами и малоформатным видео;

2)      обучающего примера – предъявление не только конкретных знаний и алгоритма, но умений и навыков*;

3)      показа решения сложных* задач, в том числе с визуализацией происходящего процесса посредством интерактивной виртуальной модели для углубления понимания;

4)      рассуждения при решении проблем или экспериментальных задач с использованием анимационных экспериментов с целью формирования представлений о логике, этапах* и способах* поисковой работы;

б) поддержки активности учащихся путём:

1)      диалога – беседы с объяснением явлений, созданием проблемных ситуаций и вопросами учащимся на понимание для уточнение знаний,

2)      дискуссии* – эвристической беседы с целью организации самостоятельной работы после обсуждения процесса в группе,

3)      задач поиска и исследования, в том числе, посредством компьютерного моделирования,

4)      мозгового штурма*, игры и т.п.,

5)      докладов учеников с цифровыми ресурсами,

6)      фронтального опроса,

7)      рефлексии

в) организации индивидуальной работы с помощью инструктивных текстов (см. конец п. 1.5.ММП) и ЭУМ П и К (п. 1.4.2) по формам п. 2.3.

2.2.2. Планирование обучения с ЭОР

Следует также предусмотреть индивидуальные задания и траектории изучения ЭУМ для слабых и сильных учащихся, использование всех средств обучения, в том числе, отобранных ЭОР в соответствии с УТП курса.

В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку: предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

В настоящее время практически по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и рекомендации по тематическому планированию. Тем не менее, и опытные учителя, а тем более, начинающие подготовку к новому учебному году должны начинать с изучения учебной программы.

Главное, на что должен обратить внимание учитель, — это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.

Следующий этап подготовки к тематическому планированию — изучение методической литературы, базового учебника, учебных пособий и ЭОР. Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики, он для них является пока важным источником информации и доступен всем для самостоятельной работы.

Для того,  чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов из смежных дисциплин, педагог совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.

Психолого-педагогический и методический анализ темы курса до её изучения учащимися и соотнесение материала этой темы с курсом в целом предполагают осуществление учителем таких действий, как выделение узловых понятий (удобнее в виде сети Петри), закономерностей в новом материале и прогноз возможных затруднений учащихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и выделение характерных для них трудностей; выбор методов проведения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах.

Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по новому материалу и связанным с ним разделам; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме; выбор необходимого фронтального и демонстрационного эксперимента по теме.

2.3. Формы и особенности организации учебной деятельности обучаемых при освоении ЭУМ

2.3.1. Возможности и ограничения использования ЭУМ учащимися

Учащиеся могут использовать ЭУМ:

1) в классе на занятиях (с преподавателем)

2) вне уроков: дистанционное обучение, проекты и подготовка к аттестации (с тьютором)

3) дома: подготовка к урокам, аттестации, олимпиадам и др. мероприятиям по предмету (самостоятельно).

Сейчас во многих школах все школьники на занятиях не по информатике пока не имеют доступа к компьютеру, в некоторых  школах  на первых порах учителя смогут работать с ЭУМ в рамках урока хотя бы через проектор или появляющиеся интерактивные доски.

При ограниченном доступе в компьютерный класс или при превышении лимита времени работы за монитором, определённого СанПиН - 2003:

a) индивидуальную практику можно имитировать на ММК как награду для сильного ученика, перенеся посещение компьютерного класса на внеурочное время (дополнительное образование) или на дом ученикам, имеющим компьютер.

b) обязательный индивидуальный контроль придётся заменить:

фронтальным на ММК (общее задание на экране, выполнение каждым на бумаге и проверкой ответов с экрана другим учеником под наблюдением учителя) или бумажным с распечаткой вариантов тестов или задач, однако, автоматизировать проверку сложнее: лаборант вводит ответы и проставляет полученную с компьютера оценку или, если ответы краткие (да – нет, числовые), то все можно вывести на экран и проверить по предыдущему методу).

ЭОР, в отличие от обычной книги, может содержать анимации, видеофрагменты процессов и явлений, движущиеся модели и т.д. Обучение с вариативными ЭОР тем более должно делать упор на индивидуальную работу. Это особенно важно, учитывая разновозрастный характер контингента и различную степень подготовленности учащихся.

По мере развития IT-инфраструктуры ученики смогут работать с ЭУМ сначала в школьных библиотеках и на домашних компьютерах. Именно дома они будут получать основное количество информации, выполнять практические задания и даже проходить самоконтроль.

Результаты достижений учащиеся смогут компактно накапливать в своих электронных портфолио: рефераты, результаты исследований и презентации для обобщающих мероприятий (например, с использованием изученных на информатике и ИКТ офисных приложений). А в школу ходить за рекомендациями по вопросам, на которые не смогут найти ответ, и для живого общения.

2.3.2. Особенности организации учебного процесса с ЭОР

Учебный процесс при обучении с ЭОР представляет собой композицию трех основных методов проведения занятий:

1)      самостоятельно контролируемое обучение (самообучение);

2)      асинхронное совместное обучение;

3)      синхронное совместное обучение.

1. Самообучение

·      Самостоятельно контролируемое обучение (самообучение) является индивидуальной образовательной практикой, которая традиционно ориентировалась на использование различных средств, включая книги, аудиокассеты, компьютерные курсы.

·      Этот режим, позволяет контролировать темп собственного обучения. Отдельный учащийся изучает материалы курса, взаимодействует с преподавателем и другими учащимися в специально оговоренных случаях или вообще не делает этого.

2. Асинхронное совместное обучение – это одна из форм онлайнового совместного обучения при нефиксированном времени доступа. Этот режим обучения основан на взаимодействии учащегося с сокурсниками в сетевой среде, которая поддерживает асинхронные коммуникации. Учащиеся получают общий доступ к набору учебных материалов (файлам, программному обеспечению, носителям информации), совместно выполняют задания или работают над различными проектами, не взирая на временные и пространственные барьеры.

 

3. Синхронное совместное обучение

Синхронное обучение (обучение в реальном времени) – это распределенный аналог обычной образовательной деятельности за исключением того, что не требуется собирать аудиторию в одном месте – лекции, семинары, демонстрации, дискуссии, практические занятия, совместные проекты и т. д.

Синхронное обучение позволяет получить доступ в режиме реального времени к учебному материалу, преподавателям или другим учащимся. Для синхронного обучения требуются средства поддержки совместно используемых объектов: «грифельные доски», Web-мультимедиа-приложения, электронные доски объявлений, чат, IP видео и аудио-конференции, и другие интерактивные возможности. Это позволит преподавателям задавать вопросы, «вызывать» учащегося к доске, контролировать дискуссии и общение во время занятий. В развитых странах термин e-learning - электронное обучение с использование средств ИКТ заменён на m-learning - мультимедиа обучение с использование обогащённых средств ИКТ (широкополосный Интернет, Web-камеры и т.п.).

2.3.3. Индивидуализация  с ЭОР

Организация образовательного пространства на основе дифференциации требует неоднократного использования индивидуализации, которая позволяет провести выделение групп школьников по сходным проявлениям какого-либо дидактически значимого признака. Очевидно, что дифференциация и индивидуализация тесно взаимосвязаны между собой и взаимно обуславливают друг друга, отражая сложные педагогические явления.

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся определяет поиск организационных условий осуществления индивидуализации. В процессе индивидуализации на каждом этапе учебной деятельности актуализируется система противоречий, разрешение которых происходит путем варьирования объективных требований, вытекающих из учебных программ, и психологической готовности каждого отдельного ученика. В связи с этим в построении организационных форм обучения необходимо создание условий, направленных на самореализацию и саморазвитие каждого школьника.

2.3.4. Этапы организации дифференцированного обучения

1)      диагностический – разработка и проведение диагностических срезов, анализ полученных результатов и формирование групп учащихся на их основе;

2)      организационный – анализ содержания, структуры и организации учебного материала, подготовка диагностического материала и рабочих мест учащихся с учетом формируемых учебных групп учащихся;

3)      обучающий – организация и информационное ознакомление учителем, а также самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала на основе выбранного способа учения;

4)      итоговый – индивидуальная коррекция и контроль, рефлексия и подведение итогов.

Назначение активной компьютерной поддержки для обучающего этапа:

1)      программированного обучения – жёсткая последовательность предъявления порций знаний и пошагового контроля для индивидуализации усвоения, просто реализуемая на ЭВМ.

2)      упражнений – активной самостоятельной деятельности по формированию умений решать типовые задачи по алгоритму.

3)      моделирования – предъявление знаний в виде модели; статичные - для визуального представления, динамичные интерактивные - для самостоятельного исследования и вывода закономерностей.

4)      проектов – приобретение дополнительных знаний в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических полезных заданий – проектов, выбранных учащимися самостоятельно.

5)      тренинга – активного социально-психологического воздействия.

6)      игрыкомпьютерные[1], деловые, ситуационные, оргдеятельностные с комплексным погружением (содержательная проблема и формы взаимодействия и психологического влияния).

7)      соревнования – повышение мотивации для достижения высоких результатов в группе.

8)      «ДЕЛЬФИ» - мозговой штурм (генерация идей) и экспертные оценки* – для быстрого поиска и отбора творческого решения сложной проблемы.

2.4. Дидактические модели проведения уроков с использованием ЭУМ

2.4.1. Условия обучения с ЭОР

Для разработки модели обучения конкретной группы учащихся в конкретных условиях необходимо изучить сценарии ЭУМ всех типов по теме и разработать вариативный план как минимум для 3-х ситуаций:

1)      для аудитории без компьютера,

2)      класса с компьютером, проектором и, возможно, с интерактивной доской,

3)      компьютерного класса, забронировав в нём время,

В компьютерном классе (индивидуальной активной деятельности ученика):

·      дифференцированное обучение;

·      выполнение компьютерных лабораторных работ;

·      тренинг при решении задач и самотестировании;

·      компьютерный опрос учащихся.

Варианты организации занятий в компьютерном классе:

1)       проведение практики (допустимо по 2 ученика на один компьютером: 1-й – фиксирует данные и результаты в тетради, 2-й – сидя прямо перед экраном (т.к. под углом хуже видно, особенно на жидкокристаллическом экране на тёмном фоне) выполняет операции на компьютере; потом ученики меняются ролями),

2)       проведение контроля (необходимо по одному ученику за компьютером, но допустимо по очереди за компьютером: сначала сильный ученик, потом один слабый, научившись, быстрее выполняет другой вариант; в это время сильные могут выполнять дополнительное задание, требующее работы без компьютера, например, помогать учителю).

2.4.2. Критерии оценки использования ЭОР

Критерии оценки использования ЭОР для повышения эффективности урока в  соответствии с принятой в проекте классификацией ЭОР соответствующих типов (И, П, К) и уровней (I-IV из п.1.4.2):

1.      Цель урока декларирована  с ИI.

2.      Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности с ИI.

3.      Соответствие содержания учебного материала цели урока, разнообразная поддержка нового материала с ИI, ПII-IV.

4.      Методы обучения обеспечили:

a)      мотивацию деятельности с ИКТ;

b)      сотрудничество учителя и учащихся с ИКТ;

c)      активную учебную деятельность с ПII-IV;

d)      личностную ориентацию с ИII, ПII IV, КIII - IV;

e)      контроль и самоконтроль с KII.

5.      Соответствие методов обучения учебному содержанию и цели урока с ИКТ.

6.      Формы организации познавательной деятельности обеспечили:

a)      сотрудничество между учащимися с ИКТ;

b)      включение каждого ученика в деятельность по достижению цели урока с ИКТ.

7.      Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами, содержанием и целью с ИКТ.

8.      Уровень достижения цели урока с ИКТ:

a)      образовательный аспект И, П, К;

b)      воспитательный И;

c)      развивающий П.

Для эффективного использования педагогом-предметником ЭОР нового поколения рекомендовано следовать принципам построения урока по технологии учебного проектирования, суть которого заключается в том, что, исходя из своих интересов, ученики вместе с учителем проектируют решение какой-либо практической задачи. В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:

·         помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;

·         сам является источником информации;

·         координирует весь процесс;

·         поддерживает и поощряет учеников;

·         поддерживает непрерывную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

·         личностно-ориентированное;

·         использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;

·         самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

·         поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения, анализа, синтеза;

·         позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не начётнически, а в конкретном деле;

·         приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего труда.

Заключение

            В рамках по 10-ти предметам основным школьным общеобразовательным предметам: математика, география, МХ культура и искусство, история, русский и английский языки, физика, химия, биология - с 5 по 11 класс, а также естествознание - для гуманитарных 10-11 классов среднего (полного) общего образования в учреждениях общего начального и среднего профессионального образования. В 2006 году выполнены первые два этапа 2-х годичного проекта:

1. Разработана концепция электронных образовательных ресурсов (ЭОР) модульной архитектуры, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам, в том числе:

·        сформулированы цели и задачи создания ЭОР;

·        получены результаты разбиения тем на подразделы, по которым разрабатываются ЭУМы: структурированное тематическое планирование учебного курса (по темам, по подразделам тем, по урокам) учебных курсов по предметам;

·        определено совокупное количество ЭУМ И, П, К-типов, состав и количество ЭУМ И, П, К–типов, разработанных для каждого подраздела темы, распределение ЭУМ И, П, К-типов по урокам;

·        подготовлено описание направлений использования разрабатываемых ЭУМ в практике педагога-предметника;

·        подготовлено описание возможных педагогических методов и технологий использования ЭУМ в практике педагога-предметника;

·        подготовлено описание и обоснование возможных форм организации учебной деятельности обучаемых при освоении ЭУМ;

·        подготовлено описание дидактических моделей проведения уроков с использованием разрабатываемых ЭУМ всех типов.

2. Разработана часть ЭУМов:

  сформированы сценарии ЭУМ;

  созданы мультимедиа-компоненты и программы моделинга;

– реализованы сценарии, осуществлена сборка и отладка ЭУМ по предмету;

– осуществлена подготовка метаданных ЭУМ, упаковка и выходное тестирование ЭУМ по предмету;

– разработаны методические рекомендации для преподавателей и обучаемых по использованию ЭОР в учебном процессе, а также по организации учебного процесса на основе ЭОР по предмету с целью индивидуализации учебной деятельности обучаемых по разным образовательным траекториям.

            Методика построения ЭОР обеспечивает возможность самостоятельного изучения обучаемыми представленного материала и в то же время предполагает собственные методические и содержательные инициативы преподавателей, использующих данные ЭОР в учебном процессе, организованном на основе принципов ОМС.

Литература

1. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Идеальный сервис», 2004 – 320 с.

2. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Многоцелевое использование электронных презентаций и требования к ним. /  15-я Международная конференция-выставка «Применение новых педагогических технологий» - М.: Троицк, 2004. – с.164-166.

3. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Типология и рекомендации по созданию федеральных электронных общеобразовательных ресурсов. – М.: ИИО РАО, 2006.

4. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Федеральные электронные общеобразовательные ресурсы – основа дальнейшего творчества. - М.: РГСУ, 2006, т.2.11



 



Hosted by uCoz